О способѣ леченія лихорадки простымъ народомъ, о происхожденіи и раздѣленіи ея по его понятію.

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4900
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

О способѣ леченія лихорадки простымъ народомъ, о происхожденіи и раздѣленіи ея по его понятію.

Непрочитанное сообщение Цила » Вт май 05, 2020 6:35 pm

[Вся тетрадка, состоящая изъ 26 страницъ въ четверку, занята одной статьей „О способѣ леченія лихорадки простымъ народомъ, о происхожденіи и раздѣленіи ея по его понятіямъ“. Авторъ рукописи — учитель Стефанъ Пругавинъ — по его словамъ, переписалъ „книжку“, которую въ г. Пинегѣ въ его время читали надъ больными лихорадкой. Книжка эта — не что иное, какъ рядъ молитвъ и заговоровъ отъ лихорадки, сильно испорченныхъ невѣжественными переписчиками. Любопытно, что Кипріанова молитва, обыкновенно употребляемая какъ заклинаніе на духовъ нечистыхъ, здѣсь, хотя и въ неузнаваемомъ видѣ, помѣщена въ качествѣ заговора отъ лихорадки.

Рукопись перепечатывается сполна. Явныя описки исправлены.

[Въ Архивѣ И. Р. Г. О-ва рукопись значится — I, 51].


О способѣ леченія лихорадки простымъ народомъ, о происхожденіи и раздѣленіи ея по его понятію.

Въ прежніе годы жители города Пинеги вовсе не знали лихорадки. Она появилась ощутительнѣе съ 1850 г., а въ минувшемъ 1852 г. она начала сильно свирѣпствовать, какъ въ г. Пинегѣ, такъ и по всему пинежскому уѣзду и, несмотря на всѣ старанія правительства остановить ее, она весьма долго не прекращалась и не щадила ни пола, ни возраста, начиная отъ грудныхъ младенцевъ до старцевъ, убѣленныхъ сѣдинами. И эти крайніе возрасты, какъ уже по законамъ природы слабыя силами, дѣлались ея жертвами. Немало погибло и въ цвѣтущихъ лѣтахъ людей, полныхъ силами и мужествомъ, отъ чего и смертельность была весьма значительна. Ей очень много способствовало и суевѣріе народа: онъ нескоро прибѣгаетъ къ

7

медицинскому пособію; ему трудно убѣдиться въ несомнѣнной пользѣ медикаментовъ; онъ думаетъ, что если назначено умереть, то отъ этого не предохранитъ никакое лекарство, и нелегко его увѣрить, что не вслѣдствіе только предопредѣленія можно помереть, но и отъ небреженія. Нѣкоторыя общества давали даже подписки, что они не согласны лечиться, а уповаютъ на волю Божію. Конечно и простой народъ лечился, но собственными средствами, состоящими большею частію въ шептаніи разныхъ знахарей и чтеніи надъ больными, во время пароксизма, книжекъ, составленныхъ издревле какими-то обманщиками.

Иные шептуны, будучи сами убѣждены въ цѣлебной силѣ своего волшебства, а для большаго увѣренія другихъ, кладутъ въ воду мѣдный крестъ — распятіе Спасителя, со всею ржавчиною, и надъ этою водою читаютъ свои слова, по прочтеніи которыхъ даютъ настоенную такимъ образомъ на мѣди воду больному выпить, отчего страждущіе не получаютъ ни малѣйшей пользы, кромѣ вящшаго вреда, тѣмъ болѣе, что они всю надежду исцѣленія чаютъ отъ словъ своего чародѣя. Если прежде, чрезъ нѣсколько времени по прочтеніи книжекъ, проходила лихорадка, то это потому, что тогда были легкія простудныя, перемежающіяся лихорадки, которыя проходили сами собою безъ всякаго пособія, а эти суевѣры приписывали излеченіе ихъ своимъ книжкамъ.

Мнѣ удалось достать здѣсь одну такую книжку въ домѣ, гдѣ была больная женщина, надъ которою мужъ ея нѣсколько разъ читалъ эту книжку во время пароксизма въ полной надеждѣ исцѣленія, однако жъ чтеніе это не принесло не только исцѣленія, даже ни малѣйшаго облегченія.

Вотъ списокъ этой книжки:



Молитвами вселенскихъ великихъ учителей: Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златауста, Іерофея Ефинскаго1) и Деонисія Ерапіагитскаго2), Іоанна Милостиваго, Петра, Андрея, Іоанна и Филиппа милостивыхъ чудотворцовъ, Анфилогина Епископа Иниконимискаго,3) Аверкія Ерапольскаго4), Кирила и Петра

8

Александрискихъ, иже во святыхъ отца нашего Николы архіепископа, Мирликійскихъ чудотворца, Сергія Радонежскаго чудотворца, иже во святыхъ отца нашего Петра, архіепископа Русинскаго, Амросія Междалинскаго1), Потапія, Игнатія и Спиридона, Тримифунскаго чудотворца, Ивлеуферія2), Стефана архіепископа Сураженскаго, Андрея Крытскаго, Епифанія и Софронія Ерусалимскаго, Селеверста, папы Римскаго, Григорія чудотворца, Григорія Аграганскаго Десятиградца, Григорія Никическаго, Григорія, Великія Арменіи, Сяміона Столпника, Іоанна списателя лѣствицы, Евменія чудотворца, Варлаама, Іоасафа и преподобныхъ отецъ нашихъ Зосима и Саватія, Соловецкихъ чудотворцевъ, Антонія Сійскаго чудотворца, Іоанна, Логина Яренскихъ чудотворца3), и преподобнаго отца нашего Луки и Даніила столпника, Алимпія, Самсона страннопріимца, Іоанна Рыльскаго, преподобныхъ отецъ нашихъ, иже въ Синаіи избіенныхъ, и преподобнаго Касіяна Римскаго, и святыхъ чудотворцевъ Козмы и Даміана, Іоанна Дамаскина, Стефана, Саванти4), Гермія Никодимитскаго, Феодора Сикіота, Феодора Трихины, Феодора, иже въ Персіи, Феодора Тарона и матери Мариміаны, Антонія Великаго, Арсенія, Евфимія и Ефрема Сирина, и Саріи5), и Харитона, Сисоя, Ерасима, Андроника, Павла Ефенскаго, Іоанна Кушника, Іоанна единаго Плакиды, Іакова, Павла въ Лартѣ, Феодосія общему житію начальника, Вукула епископа Смирскаго, Иларіона чудотворца, Марка, епископа Нардисскаго, Кирила діакона, Тимона и Пармена, и Поликарпа, и Мефодія, и всѣхъ святыхъ священными молитвами и моленіемъ соблюди Господи раба своего (имя рекъ)6). Молю убо святыхъ мученикъ воинствовавшихъ и святыхь славныхъ и добропобѣдныхъ мученикъ Христовыхъ: Стефана первомученика, архидіакона, Георгія Побѣдоносца, Димитрія мироточиваго, Селунскаго чудотворца, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Іоанна воина, Михаила воина и съ нимъ двою тысячъ двуста девятыхъ7) мученикъ, Евстратія, Евстахія, Евцентія, Евгенія, Мирдарія8), Іораста9), Акиндина и Пигасія, Мартирія, Сергія и Вакха, и святого великомученика

9

Евстафія и Плакиды, подружія его, и чадъ его, Кирика и Улиты, и святыхъ мученикъ Мины, Виктора, Викентія, и святыхъ исповѣдникъ Гурія, Самона и Авива, и святыхъ мученикъ Мины, Гермогена и Евстрата, Флора и Лавра, и Савелія, Измаила, и святаго великомученика Нестора, и святыхъ 4 иже въ Севастійстемъ езерѣ, святыхъ мученикъ, отъ Ирода избіенныхъ, и святыхъ мученикъ въ Кизицѣ, Карпа и Папилы, и св. седми отроковъ, иже во Ефесѣ уснувшихъ, и св. мученикъ Ермила и Стратоника, Якова Персянина, Алексѣя человѣка Божія, Назарія, Гервасія, Протасія и святыхъ праведныхъ безсребренникъ Косьмы и Деміана, Кира и Іоанна, Пантелемона и Ермолая, Самсона и Деомида, Моисея и Фалелея, Никиты, Зиновія и Зиновіи, и св. праведнаго Лазаря, Маріи Магдалины, Марфы, св. женъ мироносицъ и преподобныя Ефросиніи, Анастасіи и св. великомученицъ Екатерины и Параскевы, нареченныя Пятницы, Феклы и св. великомученицы Маріи, Фетеніи, Вѣры, Надежды, Любви, Ирины, Марфы и Хіоніи, Апраксіи, Ефиміи, Пелагіи, Варвары, Фетиніи, Маланіи, Феофана и св. равноапостольнаго царя Константина и матере его Елены, и св. Маріи и Феодосіи; иже святыхъ, не жалѣвшихъ крови своея за Тебя, Христа Бога нашего, и всѣхъ святыхъ твоихъ молитвами, и за молитвы Пречистыя Твоея Матере помилуй и спаси рабу (или раба) твою (имя рекъ), да не коснетце къ нему не1) скорбь, не бѣда, не болѣзнь, не какое злое лукавое, не въ день, не въ полудни, не въ полунощи, яко дана, писана бысть сія молитва святая святаго священномученика Кипріана отъ св. Живоначальныя Троицы на погубленіе и на прогнаніе всякому злу и злыхъ сѣтей, ловящихъ недугъ, и Пезонъ и Афосъ, нарицаемому Гемфаситъ и Самосовыхъ, и всего ради ихъ именія, и велики Попеи, и вся благодѣтельная словесемъ Господнимъ, о немже утвердися небо и земля. Господи, пречистыя твоея Матери и вся небесныя силы, и чиноначальникъ Михаила и Гавріила, и Рафаила, и Уріила, и хранитель ангелъ, и всѣхъ святыхъ твоихъ, иже имена писана и написана, аще ты вѣси, Вседержителю Господи, огражденіемъ и силою честнаго и животворящаго Креста Господня, да соблюденъ будетъ рабъ твой (имя рекъ) и весь домъ его, и вся стяжанія его, и да прославлено будетъ, и да прогнано будетъ всѣ лукавства отъ раба Божія (имя рекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

10

Совершеніе сей молитвы св. священномученика Кипріана, св. Живоначальныя Троицы на оправданіе и на прогнаніе лукаваго бѣса и всѣхъ его силъ, во славу Отца и Сына, и Св. Духа, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.



Молитву должно честь на всякъ день, ставши, говорить по утру и по вечеру: „горе тебѣ, сатана, съ трясавицами! не быть тебѣ у моего раба Божія (имя рекъ). Здѣсь воспоминаетъ 4-хъ Евангелистовъ: Матвея, Марка, Луку и Іоанна Богослова, и св. Чудотворцовъ Козьму и Даміана, и тебя, сатану, съ трясавицами именемъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа всегда нынѣ и присно, и вовѣки вѣковъ. Аминь“.

Крестъ крестомъ, человѣкъ родился и отрицаніе водрузися, Богъ прославися, а сатана связася. Сѣдящимъ во тмѣ Господнимъ изволеніемъ и св. отцомъ Христовымъ всесильнему Михаилу Архангелу и Гавріилу Архангелу, и св. отцомъ, Христовымъ евангелистомъ: Матвѣемъ, Марку, Луки, Іоанну Богослову, явися имъ столбъ огнянный отъ земли до небеси. И вышли изъ столба того семь дѣвокъ простоволосы, видѣніемъ они страшныя: 1) зеленая, 2) синяя, 3) желтая, 4) аки левъ рыкаетъ, 5) искренная, 6) студеная, 7) огненная — та есть всѣхъ проклятѣе и окояннѣе. Михаилъ Архангелъ и Гавріилъ, 4 евангелиста: Матвей, Маркъ, Лука, Іоаннъ Богословъ, и св. отецъ Василій иде на гору сію посмотрѣти: что убо есть за дѣвки сія? И рекъ имъ огнянная: „вся мы есть дщери Ирода Царя, идемъ мы въ міръ христіанъ мучити и трести родъ христіанскій!“ И видѣвши ихъ св. отцы: великій Михаилъ Архангелъ и Гавріилъ, и св. 4 евангелиста Матвей, Маркъ, Лука, Іоаннъ Богословъ, и нача ихъ бити и мучити прутьемъ желѣзнымъ по чреву и по хребту, и дали имъ по 1000 ранъ нещадно, и заповѣдали имъ въ мірѣ не ходити и не мучити раба Божія (имя рекъ), тѣла его не знобити и власовъ его не драти, и костей его не щипати, и самого его не мучити, не трясти. И рече проклятая, огнянная и вся ко св. отцомъ: Архангелу Михаилу, Гавріилу и 4-мъ евангелистамъ: Матвею, Марку, Лукѣ, Іоанну Богослову: „спишите вы молитву сію и пошлите къ своему рабу Божію (имя рекъ). И гдѣ мы заслышимъ молитву сію и имена св. отцовъ всесильныхъ: Михаилу Архангела и Гавріила, и евангелистовъ: Матвея, Марка,

11

Луку и Іоанна Богослова, и услышимъ мы сію молитву, и мы бѣжимъ оттуда за 10 поприщъ, и тѣла его не знобимъ, и власовъ его не деремъ, и костей его не щипимъ, и самаго его не мучимъ и не трясемъ — всегда нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь“.

Есть на семъ свѣтѣ Черное море-окіянъ, въ томъ морѣ-окіянѣ есть бѣлъ камень, Латырь, въ томъ каменѣ св. Василій Великій. И возмутися вода изъ облака, изыде изъ моря двѣнадцать женъ простоволосыхъ, видѣніемъ огненнымъ; и вопросиша ихъ св. Василій Великій: „что есть вы за жены, окаянныя діаволы? и почто суда пришли сѣмо?“ Онѣ же рекше ему: „мы есть трясовицы, дщери Царя Ирода; пришли мы мучити родъ человѣческій: аще кто заутреню просыпаетъ и Бога не молитъ, въ праздники святые блудъ творитъ и нечисты воставляютъ ястъ и піютъ1), то есть угодникъ нашъ“. И помолися ста Василей Великій Господу: „Господи, избави родъ человѣческій отъ окаянныхъ сихъ діаволовъ!“ И посла къ нимъ Іисусъ; Христосъ Михаила и Сихаила, и Сисенія, и 4-хъ евангелистовъ Матвея, Марка, Луку, Іоанна Богослова. И нача ихъ бити и мучити треми дубцы желѣзными, и дающимъ2) по три тысящи ранъ на всякъ день по чреву и по хребту. И они, окаянныя, начаша молитися: „о, св. великій Михайло и Сихайло, и Сисеніе, и 4 евангелиста: Матвей, Маркъ, Іоаннъ Богословъ, не мучите насъ! гдѣ ваши имена заслышимъ въ всемъ родѣ, и буди мужска пола и женска, и отъ того дому бѣжимъ за 300 поприщъ!“ и вопросиша ихъ св. Василій Великій: „окаянные діяволы, что суть имена ваши?“

1-я рече: „мнѣ имя Трясовая: кого поимаю того и трясу“.

2-я рече: „мнѣ имя Огнянная!“ Она аки пещь смолливыми дровами растопляется, тако она разжигаетъ тѣлеса человѣческія.

3-я рече: „мнѣ имя Ледѣя!“ Ледѣя же, аки ледъ студеный знобитъ родъ человѣческій, что не можетъ въ пещи согрѣтися.

4-я рече: „мнѣ имя Гнетея!“ Та ложится у человѣка подъ ребра и утробу взбиваетъ; аще что вкуситъ изъ души вонъ выйдетъ.

5-я рече: „мнѣ имя Храпуша!“ Та ложится у человѣка въ грудяхъ и плечахъ, ломитъ и харкотиною исходитъ.

12

6-я рече: „мнѣ имя Глухая!“ Та ложится у человѣка въ голову и ломитъ голову, и уши закидываетъ, и тотъ человѣкъ будетъ глухъ.

7-я рече: „мнѣ имя Тягнѣя!“ — Тянетъ у человѣка каждую жилу.

8-я рече: „мнѣ имя Ломія!“ — Ломитъ, аки сильная буря сухое дерево, такожде и она ломитъ у человѣка кости и спину.

9-я рече: „мнѣ имя Пухлая!“ — Та проклятая отёкъ1) напускаетъ на родъ человѣческій.

10-я рече: „мнѣ имя Желтая!“ — Аки цвѣтъ желтый, такожде она желтокъ напускаетъ на человѣка.

11-я рече: „мнѣ имя Коркуша!“ — Та смокчетъ жилы ручныя и ножныя, и въ ночи приступаютъ къ человѣку бѣси.

12-я рече: „мнѣ имя Невея!“ — Сестра старшая плясавица, коя усѣкнувша главу Іоанну Предтечѣ, та есть всѣхъ проклятѣе и котораго человѣка поимаетъ — и тотъ человѣкъ живъ не можетъ быть.

Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Аминь.

Окаянная трясавица, ок. Огнея, ок. Ледея, ок. Гнетея, ок. Хрыпуша, ок. Тягнея, ок. Глухая, ок. Палея, ок. Толстая, ок. Желтея, ок. Коркуша, ок. Невея, сестра старшая плясовица, заклинаю васъ св. великими отцы: Михаиломъ, Сихаиломъ и Сисеніемъ, и четырема Евангелистами: Матвѣемъ, Маркомъ, Лукою, Іоанномъ Богословомъ! побѣжите вы отъ раба Божія (имя рекъ) за тридесять за три поприща! Аще ли не побѣжите отъ раба Божія (имя рекъ), призову на васъ Михаила, Сихаила и Сисенія, и 4-хъ Евангелистовъ: Матвея, Марка, Луку, Іоанна Богослова, — и начнутъ васъ бити и мучити тремя дубцы желѣзными, и даютъ имъ (вм. вамъ) по три тысящи ранъ на всякъ день. Крестъ хранитель всея вселенныя, крестъ церковная красота, крестъ царей держава, крестъ трясавицамъ и діаволу прогнаніе. Аминь. Аминь. Аминь.

I, 51.

г. Пинега.
16 Марта 1853 г.

Сноски

______________
Пругавин С. О способе лечения лихорадки простым народом, о происхождении и разделении ее по его понятию / [Публ. и описание рукописи Н. Виноградова] // Живая старина: Периодическое издание отделения Этнографии Имп. Русского Географического Общества. — СПб.: Тип. Мин-ва Путей Сообщения (Т-ва И. Н. Кушнерев и К°), 1909. — Год XVI. — Вып. I. — Отд. II. — С. 6—12;
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя