Фоморы - самые древние жители Ирландии

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12411
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Фоморы - самые древние жители Ирландии

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср ноя 07, 2018 2:17 am

Фоморы - самые древние жители Ирландии


Фоморы считаются самыми древними, коренными жители Ирландии. Как повествуют предания, их неизменно встречали на острове (вплоть до 1700 -700 гг. до н.э.) все захватчики. Они дали о себе знать еще во времена Партолона, поселившегося в Ирландии вместе со своими спутниками после Великого потопа (около 12 тыс. лет назад). Время от времени фоморы укрывались от завоевателей в "стране фоморов" - "бескрайней равнине с множеством людских сборищ", предположительно Британии - и на таинственном острове "со стеклянной башней" - Стеклянном острове или Инис Витрин, где находилась резиденция их правителей (Тетры, Индеха, Балора и др.). Предания помещают этот остров на западе океана и сопоставляют с ним "Край блаженных", который иногда так и называется "Владением Тетры".


Фоморы - громадные и уродливые создания


По большей части фоморы были громадными и уродливыми созданиями. В "Книге захватов Ирландии" они описаны как "толпы отвратительных исполинов и монстров" - одноглазых, одноруких и одноногих великанов, то как великаны с бесформенной чудовищной внешностью и разным количеством глаз и конечностей (читайте мои более поздние работы о подобных "монстрах" - дивьих людях, волотах, циклопах, людях Чжуань-сюя, инеистых великанах, великанах-ётунах других). Например, у матери Кихола, Лоты было четыре глаза, которые располагались на спине, а распухшие губы находились на груди. У некоторых фоморов на плечах красовались головы коз, лошадей и быков.

Одна из самых колоритных личностей - предводитель фоморов Балор, отцом которого считался Буарайнех, то есть "быкоголовый". Один глаз Балора был всегда закрыт, поскольку он был настолько ядовитым, что убивал всякого, на кого падал его взгляд (такой же глаз был у предводителя виевичей, Вия). От этого взгляда не было спасения "ни богам, ни гигантам", и поэтому боги сохранили Балору жизнь лишь при условии, что его смертоносный глаз не будет никому причинять вреда. Вот что говорится о глазе Балора в саге "Битва при Маг Туиред":
"Губительный глаз был у него. Этот глаз открывался только лишь на поле битвы. Четыре человека были нужны для того, чтобы поднять веко его глаза четырьмя полированными палками, пропущенными через веки. Войско, которое взглянет в этот глаз, не смогло бы устоять, даже если бы было числом во много тысяч".
В саге "Разрушение дома Да Дерга" фигурирует другой фомор - свинопас Бадб из сида на равнине Фемен, который имеет сходные черты с Балором: "косой [на левый глаз] с губительным глазом".

Фоморы -"зеленые наполовину от земли до макушки"


Весьма любопытна приводимая в саге "Битва при Маг Туиред" характеристика фомора Лох Летгласа, который был "зеленый наполовину от земли до макушки".


Фоморы - оборотни. Браки фоморов с Туата де Дананн


Пожалуй, этим и ограничиваются описания истинной внешности фоморов. Гораздо чаще в сказаниях встречаются совсем другие фоморы - оборотни, вступающие в браки с мужчинами и женщинами Племени богини Дану. Здесь у них облик прекрасных девушек и юношей - под стать самим Туата.
Перед нами предстает фомор Элата - воин с золотистыми волосами и в одеянии, расшитом золотыми нитями с золотыми узорами, который вступает в любовную связь с Эри из Племени богини Дану. У них родился сын, Брес, который впоследствии стал правителем Туатов. Другие мужчины и женщины Племени богини Дану тоже были связаны с фоморами династическими браками, например, господин ста ремесел Луг приходился внуком повелителя фоморов Балора и божественного врачевателя из Племени богини Дану Диан Кехта.


Фоморы - существа, сравнимые с Туата де Дананн в искусстве магии


Как в ирландских, так и валийских сказаниях не слишком много информации и об образе жизни, обычаях и способностях фоморов. Это были единственные существа, сопоставимые с Туата де Дананн в искусстве магии. Они могли рассеять туман, отвести воды, прекратить бурю, вызванную чародеями Племени богини Дану. В подражание им, друиды иногда колдовали, стоя на одной ноге и закрыв один глаз. Приводятся сведения, что фоморы (по крайней мере, один из них по имени Мата) могли "слышать" любые разговоры в своей стране, потому что ветер доносил до них все слова, даже произнесенные шепотом.
Фоморы были весьма искушенными в военном деле и воевали почти со всеми, кто прибывал в Ирландию.

"Воистину, биться... с фоморами было, что пробивать головой стену, держать руку в змеином гнезде или подставлять лицо пламени".


Судьба фоморов


В 1700-700 гг. до н.э. фоморы вместе с Племенем богини Дану выдержали три или пять битв с Сыновьями Миля Испанского, пока те не смогли одолеть их. По одним преданиям, они поселились в подземных холмах-сидах, которые разделили с Туатами, или ушли еще глубже под землю, по другим - уплыли в море.

Фоморы - прекрасные скотоводы и земледельцы



Ирландские предания определенно указывают на то, что фоморы были прекрасными скотоводами и землевладельцами. Брес, прося пощады у Туата де Дананн, обещал, что "вовек не иссякнет молоко у коров Ирландии". Затем он сказал, что если ему сохранят жизнь, ирландцы будут снимать урожай каждую четверть года. Наконец, когда и это не спасло его, он научил "людей Ирландии", как надо пахать, сеять и жать: "…пусть пашут во вторник, поля засевают во вторник, во вторник пусть жнут". Эта формула, спасшая жизнь Бресу, до сих пор жива в Ирландии как оберег от потусторонних сил, которые стремятся похитить плоды фермерского труда.


Кем были фоморы?


Так кем же все-таки были фоморы? Чаще всего их рассматривают как темных демонов или богов и противопоставляют светлым демонам или богам - Туата де Дананн. Их прародительницей считается богиня Домну, имя которой означает "пропасть", "морская бездна", а само слово "фоморы" по мнению А.Риис и Б.Риис (Наследие кельтов, 1999) означает "живущие под морем". Сыном богини Домну был верховный правитель фоморов Индех.
Существует мнение, что слово "фоморы" означает первобытную древность или хаос, с которым кельты традиционно связывали необъятный океан, населенный всякими чудовищными монстрами. Оно является противоположностью таким понятиям, как небо и солнце. Сами же фоморы считались существами более древними, чем боги, от рук которых им, в конце концов, предстояло погибнуть.
В позднесредневековых текстах слово "фомор" приобретает значение "великан", а в церковной традиции они изображаются в одном ряду с эльфами, лошадиноголовыми и прочими уродливыми существами. Иногда они рассматриваются как племя, ведущее свой род от Каина и Хама, проклятого сына Ноя.

Читайте также мои работы "Люди Чжуань-сюя и Ди Ку", "Дивьи люди, волоты", "Циклопы", "Якши" и другие о разнообразных чудовищных "монстрах"

© А.В. Колтыпин, 2009

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 12411
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Re: Фоморы - самые древние жители Ирландии

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср ноя 07, 2018 2:17 am

Из "Книги захватов Ирландии
Теперь о захвате Ирландии гойделами и о том, что шло за чем в ту пору. Говорили мы об их странствиях со времен Яфета, сына Ноя, и Башни Немрода, покуда не оказались они у Башни Бреогана в Испании. А ещё о том, как пришли они из Египта, Скифии и Меотийских пределов по Тирренскому морю к Криту и Сицилии, и о том, как захватили они Испанию силой1. Сейчас расскажем вам, как прибыли они в Ирландию.
Ит, сын Бреогана2,- вот кто первым узнал о ней. Раз пришел он один ясным весенним вечером на верхушку Башни Бреогана и принялся смотреть вдаль через море на северо-восток, покуда наконец не увидел вдалеке Ирландию. Спустился он тогда обратно к своим братьям и рассказал им об этом. И сказал Брего, сын Бреогана, что вовсе не было это землей, а лишь облаком на небе, и не желал он пустить туда брата. Но невозможно было удержать его, и тогда вывел Ит свой корабль в море и поплыл к Ирландии. Трижды пятьдесят воинов было с ним в ту пору. Наконец приблизились они к Зловонному Берегу Маг Ита, что у северного края Ирландии.

И полагают мунстерцы, что таков был их путь. Отправился Ит через Корку Дуибне, через Киаррайге Луахра, через Луахайр Дедад, через Маг Клиах, через Эйле, через Тир Келл, через Миде, через земли Луигне, через Слиаб Гуайре, через леса Фернмага, через Фоссад Клайр, что у Фернмага, через вершину Слиаб Бетех, через Слиаб Тоад, через болото Тир Сирлайм, через земли Модорна, через Маг Ита, мимо берега Лох Фебайл, через Земли Нета к Айлех Нейт. Но говорят на севере, что отправился он, как сказано, в Ирландию и высадился у Зловонного Берега Маг Ита, что у северного края Ирландии.

Тогда вышли на берег люди поговорить с ним, и каждый поведал о себе на языке скотов. Славно было им знать, что все они из потомков Рифата Скота. И спросил Ит, какое было имя острова.

- Остров Элга называется он,- сказали ему,- и королями здесь Мак Куйлл, Мак Кехт и Мак Грене3.

Между тем собрались в то время мужи Ирландии у Айлех Нейт, после того как убили фоморы Нета, сына Иннуи из Айлеха. Там селили три короля стада и владения короля Айлеха. Пошел Ит, сын Бреогана, из Корко Дуибне через Киаррайге, через Луахайр Дедад, через долину Клиу, через Эйлес на север земли Фер Келл, через Миде, через земли Луигне, через Слиаб Гуайре, через леса Фернмаг, через Фоссад Клайр Фернмага, через вершину Слиаб Бетех, через Слиаб Тоад, через Болото Тир Сирлайм, через земли Модорна, через Маг Ит к Айлех Нейт. Было там три короля - Мак Куйлл, Мак Кехт и Мак Грене - что приветствовали Ита, сына Бреогана, и рассказали ему о том, что делали.

Всех брегонов Ирландии превзошел Ит в хитрости и рассудительности, так что мог разрешить любой спор и тяжбу. И сказал он:

- Вершите дело по справедливости, ибо воистину хороши ваши земли: в изобилии здесь плодов и меда, злаков и рыбы, не донимает здесь ни жара, ни холод. Все тут найдется, что нужно.

Потом распрощался он с ними и отправился обратно к кораблю.

Вот что сказали ему вслед Племена Богини Дану. Говорили они, что приходился он сыном одному из великих королей и явился высматривать себе земли и владения на одном из дальних островов света. И сговорились тогда они погубить Ита. Послали они вдогонку за ним могучее войско, что поразило его насмерть на Маг Ита - оттого и получила эта долина свое имя. Другие же говорят, что добрался он до своего корабля и умер в море. Отвезли его люди тело Ита в Испанию. Так говорит повесть о Сыне Бреогана, которого погубили Племена Богини Дану за то, что прельстился он их владением - Ирландией. Отомстить за Ита и приплыли туда Сыновья Миля.

Так говорят ученые люди: тридцать шесть вождей гойделов было у них, что приплыли на тридцати шести- кораблях. Четыре да еще двадцать слуг было с ними, и каждый на своем корабле, и с каждым еще по четыре да двадцать слуг.

Вот те шесть да тридцать вождей, что приплыли в Ирландию, как записал это Финтан, сын Бохра, под покровительством Финниана из Маг Биле и Колумкилле, и запечатлел Туан, сын Каирилла, в присутствии ирландцев и Финниана из Манг Биле4. И говорили они, что таковы имена тридцати шести вождей, что приплыли в Ирландию с гойделами: десять сыновей Брегона-в их числе Ит-Брего, Биле, Блад, Куалу, Куальнге, Фуат, Муиртемне, Эблео, Ит и Нар, Миль Испанский, единственный сын Биле, семь сыновей Миля5: Донн, Колпта, Аморген, Эбер, Ир, Эримон, Эрех Фебриа и Эреннан, самый младший из всех. Три сына Эримона: Муймне, Луйгне, Лайгне. И еще Палап и Ириал Фаид, сын Эримона. Четыре сына Эбера Финна: Эр, Орба, Ферон и Фергна.

А еще приплыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий, храбрейший и славный воитель, дабы отомстить за своего отца. Вот какие вожди прибыли в Ирландию с Сыновьями Миля: десять сыновей Бреогана, восемь сыновей Миля, пять сыновей Эримона, четыре сына Эбера Финна и десять могучих героев. И еще приплыли в те края Гостен, Сетга и Ит, сын Бреогана. Ученые люди полагают, что не было с ними Миля, а другие говорят, что скосил мор этих трех королей, до того как оказались они в Ирландии.

Вот двадцать три слуги: Айдне, Ай, Ассал, Меде, Морба, Миде, Куиб, Клиу, Кера, Саэр, Слан, Лифе, Лине, Лиген, Трайг, Дул, Адал, Айре, Десе, Дела, Феа, Фемен, Фера.

Да еще прибыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий и храбрый воин, силою равный сотне, дабы отомстить за своего отца.

Таковы имена главных слуг, а вот имена остальных, о которых нечасто говорится в книгах: Медар, Ладар, Медон, Пида, Кат, Руис, Кайлна, Мад, Дена, Каха, Бонн, Финну, Кер, Коирхе, Медба, Айлим, Бир, Баскон, Форкна, Лугба, Сега, Сейлгенн, Сег, Map, Айг. Говорят, что кроме них были и у Эбера сыновья: Каур, Капа, Корунн, Эдор, Арб, Айрбе. А еще шесть сыновей было у Эримона: Эденн, Алан, Айне, Кайхер, Кайхер, Кернда. Нечасто говорится об этом потомстве.

Сорок восемь супружеских пар было с Сыновьями Миля, да четыре наемника, да Скота, дочь фараона, когда пустились они в путь по морю к Ирландии. И решили они ступить на берег у Инбер Скене6 ибо гласило пророчество, что завоюет оттуда Ирландию великое войско. Но всякий раз, как приближались они к Ирландии, чарами демонов вставал перед ними берег того залива крутой горой. Три раза обошли они кругом всю Ирландию и наконец вышли на берег у Инбер Скене.

А Эреннан, младший из сыновей Миля, взобрался на мачту посмотреть, далеко ли от них до земли. И упал он оттуда, а тело его разнесло клочьями по морским камням. Свалилась голова Эреннана на грудь его матери, что сказала, вздохнув:

- Тот кто послан от императора к императору, не дошел до того. к кому послан, раз не ушел от того, кто послал.

И случилось так, что поднялась в тот день великая буря и отнесла от остальных корабль, на котором плыл Донн7 сын Миля, и с ним двадцать четыре мужа, четыре наемника н двенадцать женщин, н утонули все у Песчаных Холмов, лежащих в море на западе, отчего н называется то место Дом Донна. На майские календы приплыли в Ирландию Сыновья Миля и отослали назад свои корабли на семнадцатый день луны. Умерла тогда Скене, жена Аморгена Глуингела, сына Миля - иные говорят, что еще звали ее Деллсайре. Вырыли ей могилу подле устья, а Эраннану с другой стороны. И была Скене одной из семи супруг сыновей Миля, что звались Теа, Фиалi, Фас, Либен. Одба, Скота, Скене. Оттого и говорится:

Семь спутниц Миля Сыновей, честь велика,
я знаю все их имени,
Tea, Фиал, Фас - воистину к добру,
Скот, Скене, Либен, Одба их зовут.
Tea - у Эримона славных стал,
Фиал - могучая жеиа Лугайда,
и с ними Фас, супруга Уна. сына Уйкке,
у Аморгена же супруга Скене.

Либен, жена Фуада,- славное имя,
и Скота непорочная, и Одба,
вот жены. истинная правда,
что Миля Сыновей сопровождали.

В день девятнадцатый, не лжет преданье,
вошли Фир Болг под своды Эйре,
а на девятый день за тем
пустились в море Племена Богини.

В семнадцатый же день, без всякого сомнения,
пришли на остров Миля Сыновья.
у Инбер Скене славных парусов,
в семнадцатый же на берег ступили.

И сказал тогда Аморген:
- Пусть носит имя Скене эта гавань!
Принялись Сыновья Миля грести один быстрей другого к Ирландии с того самого места, как заметили они впереди берег. Обогнал все корабли Ир, сын Миля, а Эбер Донн, старший из всех, позавидовал ему и сказал:

- Не к добру это, если будет Ир впереди Ита или Лугайда, сына Ита!

В тот же миг раскололось весло в руках Ира, и оттого опрокинулся он на спину и испустил дух на другую ночь. Отвезли его тело к Скеллиг, что у Южного Мыса Корку Дуибне. И всякий раз, когда подплывали Сыновья Миля к Ирландии, чары демонов воздвигали перед ними гавань крутыми горами, словно спина кабана. Оттого и называется Ирландия Кабаньим островом. Трижды проплыли они вокруг Ирландии, пока наконец не ступили на землю у Инбер Скене. Горестны были Эбер Финн, Эримон и Аморген после смерти их брата, и сказали они тогда, что не положено Эберу Донну той самой земли, что пожелал иметь он прежде брата. На другой день умерли Эраннан и Скене, и погребли их у Скене, где до сей поры их могилы.

Когда же Аморген Глуингел, сын Миля, ступил правой ногой на землю Ирландии, то сказал он:

Я ветер на море8,
Я волна в океане,
Я грохот моря,
Я бык семи схваток,
Я ястреб на скале,
Я капля росы,
Я прекрасный цветок,
Я свирепый вепрь,
Я лосось в реке,
Я озеро на равнине,
Я гора в человеке,
Я искусное слово,
Я острие оружия,
Я божество, сотворившее жар головы.
Кто выравнивает склон горы?
Кто возвещает движенье луны?
Кто объявляет место захода солнца?
Кто созывает стада из жилища Тетры?9
Кому улыбаются стада Тетры?
Кто воинство, кто божество, сотворившее клинки в крепости?
Песнь о копье - песнь о ветре?
И еще пропел он, созывая рыбу в устье:
Многорыбное море!
Изобильная твердь!
Тучи рыбы!
Рыб под волнами,
В потоках, словно птиц,
Клокочущее море!
Белый град,
Сотни лососей,
Громадных китов!
Гавани песнь -
Тучи рыбы,
Многорыбное море!
Спустя три дня и три ночи после того обрушились Сыновья Миля на демонов и фоморов, иначе сказать, на Племена Богини Дану в битве при Слиаб Мис10. Пала в ней Фас, жена Уна, сына Уйкке, откуда и названия Ферт Фаис и Глен Фаис, что между Слиаб Мис и морем. И сражена была Скота, дочь фараона, правителя Египта, что приходилась супругой Эримону, сыну Миля. Некогда Миль, сын Биле, отправился в Египет, и было с ним семь кораблей. Там взял он Скоту в жены, а Эримон взял ее после него. В ту самую ночь, когда пришли в Ирландию Сыновья Миля, изверглось озеро Лох Луигдех, что в Иар Мумайн. И была Слиаб Мис самой несчастливой горой, что встретилась им в Ирландии, ибо там пришлась на их долю самая первая битва.
Раз купался Лугайд, сын Ита, в озере Лох Луигдех, а жена его Фиал купалась в реке, что вытекала из озера. Пришел к ней ее супруг обнаженным, и увидела она его наготу, и умерла от стыда в озере Лох Луигдех. А быть может, это муж увидел ее обнаженной, и не снесла того ее гордость.

Сразились Сыновья Миля в битве при Лифе с демонами в обличье фоморов, что своими чарами наслали на них Племена Богини Дану. Храбро бились в той схватке Эбер и Эримон, сыновья Миля. Сразили в бою коня Эримона, отчего и название Габар Лифе, ибо таково было имя коня.

Потом отправились они дальше и оказались на горе, что над озером Лох Дергдерк. Там заговорили Сыновья Миля с Банба11. Может статься, что было это у Слиаб Мис, но так или иначе, вот что сказала она:

- Если пришли вы завладеть Ирландией и воистину такова ваша воля, то не с добрым знамением идете.

- Вот уж нет!- сказал на это филид Аморген Глуингел.

- Исполните мою просьбу!- сказала Банба.

- В чем же она?- спросили Сыновья Миля.

- Пусть называют этот остров моим именем! - ответила Банба.

- Как же тебя зовут?- спросили они.

- Банба,- ответила та.

- Пусть наречется этот остров именем Банба,- сказал Аморген Глуингел.

Сказано еще в Книге Друим Снехта, что спросил ее Аморген, от кого она родом.

- Я из потомства Адама,- ответила женщина.

- От кого же из сыновей Ноя ведешь ты свой род?- спросил Аморген.

- Я старше Ноя,- ответила Банба,- и вот на этой горе была я во времена Потопа. Оттого и называется она Тул Туинде12, что до этого холма доходили его воды.

Между тем, трудно поверить этому рассказу.

Потом пропели они против нее заклинания и удалилась от них Банба. Тогда заговорили они с Фотла13 у Эйблиу. То же, что Банба, говорила она и просила назвать остров ее именем. И сказал Аморген:

- Фотла будет зваться этот остров!

Потом заговорили они с Эриу14 подле Уснеха. Так сказала она:

- Приветствую вас, о воины! Давно уж провидели мудрецы ваш приход, и вам достанется этот остров до конца дней. Вовеки не найдется лучшего острова к востоку земли, и никогда не появится род достойней, чем ваш.

- Славное это пророчество,- сказал Аморген.

- Не ее благодарить нам за это,- сказал Донн, старший из Сыновей Миля,- но наших богов и могущество.

- Не годится говорить тебе так,- ответила Эриу,- ибо тогда не принесет вам блага этот остров и не будет умножаться здесь ваше потомство. Исполните же мою просьбу, о потомки Миля и род Бреогана, пусть зовется этот остров моим именем!

- Да будет так вовеки веков!- сказал Аморген.

Написано в Книге Друим Снехта, что говорила с ними Эриу на Слиаб Мис и сотворила в ту пору великое воинство, что сразилось с Сыновьями Миля. Но пропели их друиды и филиды заклинания и обернулись воины кусками дерна на склоне горы. Оттого-то и зовется она Слиаб Мис. И еще говорится там, что встретилась с Сыновьями Миля Фотла у Уснеха.

Потом отправились Сыновья Миля и потомки Бреогана дальше и подошли к Друим Каин, что зовется теперь Темра15. Были там три короля Ирландии: Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене. Попросили они Сыновей Миля, чтобы остался в их власти остров до исхода трех дней и не случалось бы в то время ни грабежа, ни плена, ни битвы. Оттого желали они этого, что замыслили сотворить им вослед заклинания, дабы не могли Сыновья Миля вернуться обратно.

- Отдадим мы вам то,- сказал Мак Куйл, сын Кермайта,- что присудит вам сам Аморген, ваш брегон, но если решится он сказать неправду, то погибнет от нашей руки.

- Скажи свое слово, о Аморген,- молвил Эбер Донн.

- Вот что скажу я,- ответил Аморген,- пусть останется остров в их власти.

- Куда ж отойти нам?- спросил Эбер Донн.

- Прочь за девять волн,- отвечал Аморген.

И было это первым решением судьи, услышанным в Ирландии среди Сыновей Миля.

О люди, что стремитесь к власти,
За девять волн зеленоплечих, грозных,
Не отойдете вы без покровительства богов могучих,
Пусть разрешится спор! Пусть грянет битва!
Я присужу владение
Землей, куда пришли вы,
Земля по нраву - присуди ее,
Не нравится - не присуждай,
Ни слова вам я не скажу, пока не захотите сами.

Если бы послушались вы моего совета,- сказал тогда Донн, сын Миля,- то не бывать бы ничему, кроме битвы.
- И со всем вашим могуществом не воротиться вам обратно в Ирландию,- сказали друиды Племен Богини Дану.

Тогда пошли Сыновья Миля на юг от Темры и приблизились к Инбер Феле и Инбер Скене, где были их корабли. Потом отплыли они за девять волн. Тут принялись ирландские друиды и филиды петь против них заклинания, покуда вода со дна моря не выплеснулась на поверхность, ибо воистину могучую бурю подняли они против Сыновей Миля. Отнесла она их далеко на запад Ирландии, где, изнуренные, очутились они на морских волнах.

- Это ветер друидов,- сказал тогда Донн, сын Миля.

- Так и есть,- сказал Аморген,- коли не дует он поверх парусов.

Тогда взобрался на мачту младший в роду Эраннан16 и упал оттуда на скалы, так что разметало по ним его члены.

- Не дует он поверх парусов,- вскричал Эраннан, когда падал.

И был Эраннан рулевым корабля Донна и воспитанником Аморгена.

- Позор нашим мудрецам,- сказал тогда Донн,- что не могли они всей силой одолеть волшбу.

- Нет в том позора,- молвил Аморген, а потом встал и сказал так:

Стремлюсь я к ирландской земле,
Омытой морем обильным,
Обильны частые горы,
Часты леса многоводные,
Многоводны реки в извивах,
В извивах глубины озер,
Глубок на холме источник,
Источник собраний народа,
Собраний правителя Темры,
Темры, холма народов,
Народов Потомков Миля,
Миля, что был с кораблями,
Великий корабль Ирландия,
Ирландия гор зеленых,
Воистину песнь искусна,
Искусны и жены Бреса,
Брес, жены Буайгне,
Могуча жена Ирландия,
Взял силой ее Эримон,
Стремились к ней Ир и Эбер,
Стремлюсь я к земле ирландской17.
И тогда немедля стих над ними ветер.
И сказал Донн:
- Острие моего копья и меча будет над каждым ирландцем, только бы нам добраться до берега.

Тут обрушилась буря на корабль, где были Донн и Айрех, два сына Миля, да на тот, где были Брес, Буас и Буайгне, и утонули они оба у Песчаных Холмов, что зовутся Дом Донна -там могила всякого человека. И было с ними тогда двадцать четыре воина, двенадцать женщин, четыре наемника и Дил, жена Донна. Говорят, что была она дочерью Миля и что сам Эримон возложил на нее дерн и сказал: "Вот дерн над Дил".

Одба была дочерью Миля и матерью трех сыновей Эримона: Муймне, Луйгне и Лайгне. Ее-то и покинул Эримон в Испании, а взял себе в жены Tea. Приплыла Одба на одном корабле со своими сыновьями, и те кормили ее, пока не испустила она дух у Одба, отчего и стало так зваться это место. Вместо Одба взял Эримон Tea, дочь Лугайда, сына Ита, и в приданое себе выбрала она холм, что звался Друим Каин, а иначе Темра. Темайр значит Стена Tea, как говорят ученые люди.

Вот каковы имена Темры во времена Захватов. Лиатдруим звалась она во время захвата Немеда, по имени Лиата, сына Лайгне, что расчистил ту гору. Друим Каин звалась она при Фир Болг по имени Каина, сына Фиаху Кендфиннана. Холм Трех Мужей или Каирн Одинокого было ее название во времена Эохайда, сына Эрка. Катайр Кройнд называлась она при Племенах Богини Дану по имени Кройнд, дочери Аллота, что была там погребена, отчего и говорилось: Катайр Кройнд. Темрой звалась она при Сыновьях Миля по имени Tea, дочери Лугайда. Так пели о том ученые люди18 [...].

Поплыл Эримон по левую руку вокруг Ирландии на северо-восток и с тридцатью кораблями пристал у Инбер Колпта. И было это в тот год, когда Александр Великий, сын Филипа, дал битву, где сражен был Дарий Великий, сын Арзамеса, последний правитель персов через семь лет после смерти Белхаззара и взятия Вавилона Киром Великим, сыном Дария, и освобождения пленников из неволи вавилонской, ибо это Бслхаззар вверг их в нее, а Кир освободил Был Белхаззар последним правителем халдеев, а Кир славнейший владыкой персов. Так это было по связи времен, а по общем разумению пришли Сыновья Миля в Ирландию в Третьем Веке Мира. [...]

Вышел на берег Эримон со своими людьми у Инбер Колпта, и бы Колпта, сын Миля, тем, кто показывал им путь. Первым ступил он на землю, и оттого получило это место свое название - Инбер Колпта. А после самих сыновей Бреогана ничего не осталось в Ирландии, если не считать названий крепостей, что он построили.

Сын Бреогана, первейший в роду,
Любому оружью назначено место,
Воинов ты прародитель морских,
Бреогу, что стал жить на Бреге.
Биле, что многою славой кичился,
Куалу, Куальнге, прославленный Ит,
Муиртемне, что дал свое имя просторной долине,
И бешеный Блад из Слиаб Бладмаи.

Что же до Сетга, Сурги и Собайрхе, то о потомстве их ничего не известно, коли оно и было.
После сражения при Тальтиу19 и бегства Племен Богини Дану, чьих трех королей да трех королев погубили там Сыновья Миля, поделили они Ирландию, и взял себе Эримон-север, а Эбер - юг. [...]

Эбер, сын Ира20,- от него ведут род Оллом Фотла, иначе потомство Рудрайге и Коналла Кернаха, Фергуса, сына Ройга, со многими иными племенами, а с ними и все улады. От него ведут род Конмаикне, Киаррайге, Коркомруад, Уайне, Дал Мога Руит, Лаигсе, что в Лейнстере, Ара Клиах, все семь родов Согайн, потомство Конхобара и Келтхайра.

От Эримона же, стоявшего во главе воинства, идут Лет Куин и четыре семьи Темры, Конал, Эоган, Колман, Аэд Слане. От него же и три рода Коннахта - Уи Бриуйн из Брефне, Уи Муйредайг, Уи Фиакрах и потомство Колласа, где бы ни было оно - в Ирландии или Шотландии. От него ведут род Байгне, Осрайге, Десси из Мунстера, Орбрайге, Фотарта, Дал Риата и Дал Фиатах, иначе улады, Албанайг, Эрна из Мунстера, от которых потомство Дедада, сына Сина, Конайре Великого, сына Этерскела из Мунстера, и потомство Бриана, сына Эохайда Менна, и Ниалла, сына Эохайда. Вот потомство Эримона, о котором стоит упомянуть, не считая тех многих, о которых говорят предания, но не пишется в Захватах из-за их ничтожества. [...]

Теперь о потомстве Эбера по всей Ирландии. От него идут Дал Кайс, Дал Кейн, Делбна, Северные Десси, Дал Мескорб, Дал Матрах, Уи Дердуйб, Катрайге, Эйле, Туат Туйрбе, Эоганахты из Кайсиля, из Айне, из Лох Лейн, из Райтлинн, из Гленнамнах, из Ара, из Рос Айргид, Лемнайг из Шотландии, Эоганахты из Дурлас Айртир Клиах. Вот все потомство Эбера.

Десять вождей потеряли они на море и на земле с тех пор, как отплыли из Испании до самого покорения Ирландии; восемь вождей, и среди них король Донн, а еще Биле, сын Бриг, Айрех Фебруад, Брес, Буас, Буайгне, что утонули вместе с кораблем Донна, Ир, умерший и погребенный на Скеллиг, Эраннан, что погиб подле устья иль в море, когда упал с мачты, Куальнге и Фуад, сраженные демонами,- вот сколько потеряли они благородных людей, не считая женщин, воинов и детей.

Шесть королев потеряли они к тому же в ту пору - Буан, жену Биле, Дил, дочь Миля, что погибла вместе с Донном, Скене, иначе Деллсайре, жену Аморгена Глуингела, сына Миля, от которой и пошло название Инбер Скене. Умерла его жена вместе с Иром, а жена Ира вместе с Муиртемне. А еще погибла Фиал, жена Лугайда, когда узрела наготу своего мужа, купавшегося в Инбер Фейле, отчего и пошло это название. Было это в ту самую ночь, когда изверглось озеро Лох Луйгдех. Оплакивал ее муж, и был это первый плач в Ирландии:

Здесь мы сидим у воды,
холодом веет,
зубы стучат, и огромно горе,
горе, что выпало мне.
Скажу вам, скончалась жена,
слава ее велика,
Фиал ей имя, узрев наготу,
на чистых прибрежных камнях.

Горестный сказ, тяжко услышать,
воина наготу
узрела она, сидя здесь,
здесь мы сидим.

И разгорелся после битвы при Тальтиу спор между сыновьями Миля, Эбером и Эримоном, о том, кому править Ирландией. Привели к ним Аморгена, дабы покончил он эту тяжбу. И сказал Аморген:
- Власть вождя Донна пусть остается второму, Эримону, а от него Эберу.

Вот три первых решения судьи между Сыновьями Миля в Ирландии: то, что произнес Аморген в Темре, то, что вынес он здесь, у Слиаб Мис, и то, что произнес он у Кенн Сайле о диких вепрях и четвероногих. [...]

И тогда отправились шесть вождей на юг, а семь с Эримоном на север, и власть над югом досталась Эберу, а над севером - Эримону. Пошли на юг Эбер Финн, Лугайд, сын Ита, Этан, сын Уйкке, Ун, сын Уйкке, Кайхер и Фулман. На север пошли Эримон Эбер, сын Ира, Аморген, сын Гостена, Сетга, Собайрке, Сурге. Так сказал об этом Ройгне филид, сын Угайне Великого, когда спросили его о брате Мале, сыне Угайне:

Благородный потомок Угайне,
Как изведать нам быль про Ирландию?
Из Скифии вышел
Сам Фейниус Фарсайд,
Достиг Нел Египта,
И предан он был
Фараону в походах,
Женитьба Нела на Скота,
Зачатье отца всех, Гайдиля,
Имя Скот повсюду узнали
От прекрасной дщери фараона,
И вот племя Дагда явилось,
С грохотом славного войска,
Погублен тогда был Кинкрис,
В Красном Море потоплен,
Потом они плыли по морю
И Скифии дальней достигли,
Что разорил Эбер Скот,
Когда погубили Рефлойра
И Агномана с Ламфиндом,
По Каспию плыли они,
В Либис вошли,
И поплыли к Ториан,
Минули Африку,
Выйдя к Испании,
Где был зачат Эримон
И брат его Эбер от Миля,
Вскорости Брего и Биде
За Ита отметить собрались
И на своих кораблях,
Всем им число шестьдесят,
Вышли в поход и, вернувшись,
Власть над страной поделили,
Дважды по шесть вождей,
Вот она правда предания,
Все я вам верно сказал.
А возможно, что было их дважды по шесть вождей, как сообщается в книгах - шесть сыновей Миля и шесть сыновей Бреогана. Шесть сыновей Бреогана - Брего, Биле, Фуат, Блад, Куалу, Куальнге. Шесть сыновей Миля - Эримон, Эбер, Айрех, Аймирген, Колпта, Ир. Говорят ученые люди, что прибыл в Ирландию Ир, сын Ита, вместе с Лугайдом, сыном Ита. Потомство Ира в Ирландии - Мускрайге, Корку Байскин, Корку Дуйбне и много иных народов. [...]
Вот как захватили Ирландию гойделы после многих плаваний по морю от Скифской Греции до Башни Немрода, а от Башни Немрода до великого королевства Скифия, а оттуда через множество других стран в Испанию, а из Испании в Ирландию. Ступили они на землю при Тальтиу и сразились там с Племенами Богини Дану. Здесь конец рассказа о Захвате Сыновей Миля.



^

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость