Небесные светила и природные явления в представлениях казаков.

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4986
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Небесные светила и природные явления в представлениях казаков.

Непрочитанное сообщение Цила » Сб мар 16, 2024 8:41 am

Небесные светила и природные явления в представлениях казаков.
Автор: Екатерина Гобозова - https://vk.com/mykazachki
Часть 1.


Представления казаков о небесных светилах в XIX-начале XX вв. отличались архаичностью и были весьма примитивны. Разумеется, подавляющее большинство простых станичников не располагало знаниями по астрономии, физике и географии. Однако любому человеку свойственно стремление к познанию окружающего мира и жаление объяснить те или иные процессы, происходящие в природе: почему дует ветер или гремит гром, откуда на небе звезды или как Солнце и Луна сменяют друг друга. В народном сознании зарождались собственные объяснения, основанные на религиозных воззрениях. Проще говоря, желая объяснить то или иное природное явление, казаки обращались к библейским сюжетам, интерпретировали их и составляли космогонические легенды и предания, которые передавались из уст в уста от одного поколения к другому. Героями этих легенд часто выступали библейские персонажи (Иисус Христос, Богоматерь, пророк Илия, Каин и Авель, ангелы, бесы и т.д.), существа из народной мифологии (например, ведьмы), а так же сами люди, живущие на Земле - грешники и праведники.

Итак, рассмотрим легенды и предания, которые были записаны в терских станицах Наурской, Ардонской и Червленой, в кубанских станицах Воронежской и Николаевской, так же в городе Екатеринодар (ныне Краснодар).



Солнце, Луна и Земля. По мнению казаков станиц Червленой и Воронежской Земля лежит на спине у кита, движения которого создают землетрясения. «Традиционный кит, в убеждении народа, продолжает поддерживать землю, производит своим движением землетрясения, а ударами хвоста по воде -гул и шум, слышимые во время землетрясения» [1]; «Когда кит движется, тогда бывает землетрясения» [2]. Червленские казаки, так же верили, что «на конце земли находится каменная стена, за которой темнота» [3]. Жители станицы Воронежской представляли себе Землю бесконечной: «Земля плоска, только концов ея еще не нашли; на конце земли тар-тарары» [4]. Вероятнее всего, словом «тар-тарары» казаки обозначали ад, адскую бездну от церковнославянского «тартар».

Интересны представления о земной тверди у казаков станицы Николаевской. Они считали, что Земля плоская, но лежит не на ките, а на трех рыбках и «когда они меняются местами, происходит землетрясение» [5]. Земля, по мнению николаевцев, «имеет концы за морями, где сходится с небом» [6]. Солнце в их представлении это «большой огненный шар, двигающийся по небосклону» [7], отчего день и ночь сменяют друг друга.

Казаки станицы Наурской так же считали, что Земля плоская и неподвижная, а Солнце - это большой фонарь, который зажег Бог для освящения Земли. Солнце движется благодаря тому, что ангелы носят его по определенной траектории: «Далеко-далеко от нас кончается земля и за нею простирается бездна. Краем своим земля соприкасается с небом, которое в виде чаши опрокинуто над землею. <…> Земля, по воззрениям наурцев, стоит на одном месте, солнце же в виде огромного, зажженного фонаря, предназначенного Богом для освящения и согревания земли и всего живущего на ней, постоянно движется: его носят ангелы по определенному пути» [8].

Луна в представлении наурских казаков - сестра Солнца: «У луны есть родная сестра - это солнце. Обе они - создания Божии и предназначены Богом для освящения и согревания земли» [9].

Образ Луны в наурских преданиях очень поэтичен. Ее представляли как красивую девушку, которая выходила прогуляться по ночному небу. Если ночь была облачной и тучи закрыли Луну, значит, ведьмы испугали красавицу и окружили ее своими путами. «Луна часто представляется в понятиях казаков красною девицей, выходящею погулять по ясной лазури неба в известные промежутки времени. В своей таинственной прогулке небесная красавица всегда подвергается нападению злых духов или ведьмы, которая в виде темной тучи подкрадывается к луне и опутывает ее своими сетями» [10].

Небесные светила и природные явления в представлениях казаков. Часть 1., изображение №1
Представления о Луне у казаков станицы Ардонской были менее поэтичными. Ардонцы верили, что на Луне живут ветхозаветные братья Каин и Авель. Причем, в отличие от библейского сюжета, согласно которому Каин убил Авеля, казачье предание гласит о том, что братья поссорились и вступили в жестокую схватку друг с другом. «На Луне находятся два брата, которые поссорились между собой. Разругавшись они вступили в драку: младший брат поднял на старшего топор, старший же схватил его на вилы, и так они остались до настоящего времени. Предполагают, что эти братья - Каин и Авель» [11].

Звезды и кометы. Появление таких небесных тел, как звезды, казаки считали неслучайным. Каждая звезда, по их мнению, загоралась на небе не просто так, а с рождением нового человека. И угасала тогда, когда человек умирал. Таким образом, каждый человек имел на небе свою звезду, зажженную Богом в его честь. «Рождение звезд совпадает с появлением на свет человека» [12]; «Звезды есть ни что иное, как свечи, зажженные в чертогах Всевышнего Творца. Каждый человек имеет свою звезду на небе; со смертью человека падает и его звезда. Таким образом, падение свечки небесной, т.е. звезды, напоминает о смерти человека в какой-нибудь стране» [13]. Казаки станицы Ардонской верили, что звезды подвешены к «своду небесному льняными или конопляными волокнами» [14].

Невероятно трогательно и поэтично ардонцы объясняли падение звезды. По их мнению, звезда падала тогда, когда умирал человек. Причем, звезда могла упасть либо от дуновения ветра, который отрывал ее от небесного свода, либо «Бог заставляет ангелов сбросить одну звезду, дабы все люди узнали о кончине умершего и помолились за него» [15].

Кометы или «хвостатые звезды», по мнению казаков, появлялись на небе по воле Божией. Движение кометы по небу считалось выражением Божьего гнева и напоминало людям о покаянии: «Выставляя комету, Создатель пугает людей и желает, чтобы они раскаялись в грехах» [16].

Откуда на Луне пятна? Легенда о двух братьях: Каине и Авеле. Возвращаясь к теме небесных светил, стоит упомянуть о том, что казаки так же задавались вопросом о том, откуда на Луне темные пятна. Легенда, записанная в Екатеринодаре от О.В.Пивня в 1895 году гласит следующее: «Жили себе когда-то два брата: Каин и Авель. Привезли они раз сено со степу и скидают на стог. Вышел до них слепой отец с хаты и спрашивает: «А вы скидали сено на стог?». «Скидали», - говорит Каин (хотел, глянь, батька обмануть). А младший сын Авель говорит: «Нет, тату, еще не скидали». Тогда Адам и говорит Каину: «Что ж ты меня обманываешь, да еще слепого? Будь же ты проклят!». Каин тогда рассердился на Авеля и поднял его на вилы. Посмотрел на это Бог, разгневался на Каина, и посылает ангела. «Поставь ты их на видном месте, чтобы все люди видели и каялись». - «Да где же их поставить: я не знаю». - «Да поставь их на месяце». Ангел поставил их на месяце: вот то ж их и видно там. И там они будут до самого страшного суда, чтоб люди смотрели на них и каялись» [17]. (авторская орфография и пунктуация соблюдены).

Как и в предании, записанном в станице Ардонской, образ Луны связан с именами Каина и Авеля. Они вместе со своим отцом Адамом - ее жители. Причем, их образ жизни ничем не отличается от образа жизни простых станичников: они занимаются той же работой (складывают сено в стог), а их конфликт, скорее напоминает бытовую перебранку. Пятна на Луне - напоминание людям на Земле о грехе, который совершил Каин, убив своего брата.

Продолжение следует …

Автор: Екатерина Гобозова.

Источники:

1, 3 - П.Г.Малявкин. Этнографическое обозрение. Станица Червленая. 1891 год, №50;

2, 4 - Д.В.Шахов. Воронежская станица. Статистико-этнографическое описание, 1883 год;

5 -7- Ф.Ф.Арканников. Кубанский сборник, том I. "Станица Николаевская", 1883 год;

8-10, 13 - П.А.Востриков. СМОМПК: станица Наурская Терской области, 1904 год;

11, 12, 14-16 - А.Гусев. СМОМПК: поверья, праздники, песни и сказки в станице Ардонской Терской области. А.Гусев, 1893 год;

17 - В.В.Воронин. Христианские легенды. Фольклор Кубани, 2010 год. Дuкарiв М. Чорноморськi народнi казки i анекдоти // Етнографiчний збiрник. - 1896. - Т. 2.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 4986
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: Некромагия, магия Хаоса

Re: Небесные светила и природные явления в представлениях казаков.

Непрочитанное сообщение Цила » Сб мар 16, 2024 8:42 am

Природные явления и небесные светила в представлениях казаков.
Автор: Екатерина Гобозова - https://vk.com/mykazachki
Часть 2.


Гром и молния. Казаки, так же, как русские, украинцы, белорусы и другие славянские народы, связывали появление грома и молний с именем пророка Илии. Согласно их представлениям, грозный ветхозаветный пророк мчится по небесному своду на колеснице, запряженной огненными лошадьми. И от быстрой езды топота коней гремит гром, а под колесами загораются всполохи молний. Обратимся к сведениям, записанным в станицах Ардонской и Воронежской:

«Гром на небе происходит от того, что Илья пророк скачет на колеснице и побивает нечистых духов. Молния сверкает в следствие быстрой езды: когда Илья пророк раскатывается по небесам, то колеса его колесницы ударяются о твердое небо и высекают искры, которые и зовутся молнией» [1];

«Повелителем грома и молнии в народных представлениях является библейский пророк Илия, который, катаясь на своей огненной колеснице и огненных конях, поражал своими стрелами грешных людей и нечистую силу» [2].
Илия-пророк на колеснице. Фрагмент иконы.


В станице Гиагинской со слов старожилов-информантов записана легенда, согласно которой пророк Илия был не только владыкой грома и молний, но и распоряжался дождями. «Илья распоряжается дождем. Однажды прогневали люди Господа. И Илья отобрал у них на три с половиной года дождь. И конечно же неурожаи были, люди умирали от голода, и потом видимо покаялись, помолились Господу Богу. И послал Господь Илью в селение, где было трудно. Он идет, женщина ходит собирает дровишки. А она вдова и детей у нее не было. Вот он подходит к ней и говорит: «Где ты живешь? Пойдем». Она повела его домой. Он говорит ей: «Спеки хлеба, поедим». А она и говорит: «Да нет, я не смогу угостить тебя хлебом, у меня там немного муки осталось, и ложки две масла в кувшинчике. Давай я спеку с этого одну лишь пышку, съедим ее и будем умирать». Потому что все, уже больше ничего у нее не осталось съестного. Он увидел, что вдова последнее готова разделить с ним, и говорит: «Не будет по твоему глаголу. А будет по моему глаголу. Вот спеки пышку, мы поедим, и никогда не умалится в твоей сумке мука и в твоем кувшине масло, каждый день у тебя будет пища». И с тех пор пошел дождь, и все начало расти. Это Бог послал Илью, чтобы он дал людям дождя» [3].

Дождь, град, радуга. Появление дождя связывали с именем пророка Илии и в станице Наурской: « … прошел час-другой, тучки рассеиваются, небо проясняется: видно, что у пророка Ильи кончился запас воды» [4]. Однако следует заметить, что далеко не всем природным явлениям люди старались находить объяснение. Например, жители станицы Николаевской воспринимали окружающий их мир, как некую данность, посланную Богом: « … дождь, град, снег, метель, иней, роса, туман, мороз, существование рек, озер и морей, народ объясняет словами: «так Бог дал»» [5].

И все же град чаще воспринимался людьми, как наказание Божие за грехи человеческого рода. И это вполне объяснимо - для станичников, живущих на земле и кормящихся от нее, град был настоящим бедствием. В станице Наурской существовал способ борьбы с градом. «Если град продолжается долго, наурцы берут его зерна-кристаллы и разрезают пополам, или же чертят ножом на градинах крестообразные черточки: от такого приема град перестает идти» [6].

Что же касается радуги, то ее появление воспринималось жителями станицы Николаевской, как напоминание Бога о том, что на Земле «больше не будет потопа» [7]. Весьма любопытным было представление о радуге у жителей станицы Наурской. По их мнению, радуга есть ни что иное, как огромная кишка, «которая забирает из морей огромное количество воды» [8]. Один ее конец в Черном море (или в Тереке,), а другой - в Хвалынском море (так в старину называли Каспий). Водой, которую впитывала радуга, распоряжался пророк Илия. В его власти было посылать дождь на Землю или дать людям возможность просто любоваться радугой.

Ветер. В станице Наурской зафиксированы весьма интересные воззрения на такое природное явление, как ветер. Сильные, ураганные ветра воспринимались людьми, как пляска нечисти, а суховеи (горячие ветра) - как дыхание дьявола. «Всех ветров 24, все они на цепях: 12 из них привязаны цепями к небу, на западе, а другие 12 на востоке. По воле Бога они совершают свои прогулки по земле, от одного конца земли до другого. Некоторые ветры, как дикие звери срываются с цепей, несутся по земле, все разрушая, уничтожая и неся с собою. Ветер можно вызвать свистом. Есть ветры горячие - это дыхание самого дьявола: они иссушают все хлебные злаки и травы. «Крушенные ветры» или вихри, ни что иное как сумасшедший танец злой нечистой силы» [9].

Представления казаков о тех или иных природных явлениях, как и попытки объяснить их возникновение, конечно же, наивны. Но с другой стороны, в них воплощена народная фантазия, выражена глубина человеческого воображения. Одни предания лиричные и трогательные, другие - устрашающие. Люди пытались постичь то, что было для них недоступно, пытались понять природу и договориться с ней.



Источники:

1 - А.Гусев. СМОМПК: поверья, праздники, песни и сказки в станице Ардонской Терской области. А.Гусев, 1893 год;

2 - Д.В.Шахов. Воронежская станица. Статистико-этнографическое описание, 1883 год;

3 - В.В.Воронин. Христианские легенды. Фольклор Кубани, 2010 год. КФЭЭ-2006. Республика Адыгея, ст. Гиагинская. Ин-т: Пчельникова Т. В. 1928 г. р.;

4, 6-9 - П.А.Востриков. СМОМПК: станица Наурская Терской области, 1904 год;

5, 7 - Ф.Ф.Арканников. Кубанский сборник, том I. "Станица Николаевская", 1883 год.
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей