Ранняя нумерация козырей Таро

Аватара пользователя
Кэточка
Сообщения: 850
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 10:36 pm
Откуда: Север
Интересы в магии: Ритуалы, символы и знаки, всякая мантика

Ранняя нумерация козырей Таро

Непрочитанное сообщение Кэточка » Сб май 20, 2017 1:19 am

В современных изданиях древнейших итальянских карт Тарокки "Висконти-Сфорца" козыри ("Большие Арканы") названы и пронумерованы по "марсельскому" образцу (который среди поп-тарологов принято считать "стандартным", а то и вообще единственно возможным). То есть, Маг = 1, Папесса = 2, ... Отшельник = 9, ... Суд = 20, Мир = 21. Но насколько это правомерно? Могли ли у козырей староитальянских Тарокки быть другие названия и другая нумерация? На оригинальных картах нет ни названий, ни номеров. Как же мы можем ответить на этот вопрос?

Да очень просто! Разузнать, сохранились ли с того периода (XV -- XVI вв.) другие козыри Таро или их описания в письменных источниках.

И тогда оказывается, что и карты сохранились, и названия их перечисляются. (Все данные для этой страницы взяты из томов I и II "Энциклопедии Таро" Стюарта Каплана -- кроме карт "Висконти-Сфорца", восстановленных А. Атанассовым и изданных итальянской фирмой Lo Scarabeo, и двух старопечатных карт, восстановленных Робертом М. Плейсом.)

Справа от козырей ПМБ вы видите карты "Метрополитэн-Будапешт" с неразрезанных печатных листов, которые сохранились лишь потому, что были использованы в качестве картонной основы обложек старинных книг. Часть листов хранится в музее Метрополитэн в Нью-Йорке, часть -- в Будапеште (отсюда и название), и по возрасту они примерно ровесники карт "Висконти-Сфорца". На многих картах можно различить латинскую нумерацию, которая часто не совпадает с "традиционной" марсельской. Например, фигура Фемиды -- не VIII, а XX! Курьез? Или совсем другая традиция?

Первый известный историкам список козырей Тарокки содержится в итальянском латинском манускрипте Sermones de Ludo Cum Aliis. Затем козыри перечисляются в трех итальянских поэмах XVI века. Все эти списки хорошо согласуются между собой и с нумерацией карт "Метрополитэн-Будапешт" (за исключением пары расхождений). Так не логичнее ли было бы предположить,что именно ТАК назывались и нумеровались козыри Таро "Висконти-Сфорца" -- а не по образцу Марсельского Таро, которое появилось в Италии гораздо позже?

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

http://s4.uploads.ru/zArH3.png
http://s5.uploads.ru/7LGmM.png
http://s4.uploads.ru/DSJQ4.png
http://s4.uploads.ru/O2gbF.png
http://s4.uploads.ru/RYxjz.png
http://s5.uploads.ru/U7ujc.png
http://s4.uploads.ru/qVZeB.png
http://s5.uploads.ru/FXedH.png
http://s5.uploads.ru/w6B8X.png
http://s5.uploads.ru/5Yf4v.png
http://s4.uploads.ru/kl8e2.png
http://s5.uploads.ru/9IgoG.png

Итак, мы видим, что в Италии XV -- XVI веков не было единого мнения по поводу расположения "императорских" и "папских" карт. Понятно, что вторые должны "торжествовать" (ведь итальянское название козырей trionfi означает "триумфы", "торжества") над первыми, ибо папская власть -- божественная, а императорская -- лишь мирская. Но при этом явно мужчины должны "торжествовать" над женщинами! И тут возможны два варианта:

Императрица--Папесса--Император--Папа
либо
Императрица--Император--Папесса--Папа

В любом случае в этой подсерии Императрица будет низшей картой, а Папа -- высшей. И оба варианта выглядят логичнее, чем марсельский порядок

Папесса--Императрица--Император--Папа.


Впрочем, в Марсельском Таро, по-видимому, своя логика: равномерное, через две карты, распределение "религиозных" козырей (церковные лидеры и три канонических Добродетели) Папесса--Папа--Справедливость (Правосудие)--Сила (Стойкость, Мужество)--Умеренность (Воздержанность). В староитальянских же картах Добродетели ни с кем не группируются, а распределяются по одной в каждую семерку козырей, причем высшая Добродетель -- Справедливость -- доминирует даже над космогоническими картами (Звезда, Луна, Солнце) и Ангелом!

Второй пункт расхождения между различными списками староитальянских козырей -- Любовь и Колесница. Три источника ставят Любовь выше (номер VIII), и лишь один -- ниже (VII). Я бы принял первый вариант просто "по большинству голосов".

Проанализировать философский смысл ранней нумерации козырей Таро, представленной на этой странице, предоставляю читателю. При этом стоит помнить о том, что сами ЗНАЧЕНИЯ староитальянских козырей очень отличаются от тех, которые приводятся в трудах по оккультному Таро (написанных гораздо позже французами, англосаксами и русскими). Козырь I (Bagatello и т. п.), например, никогда не воспринимался в Италии как "Маг". Это фокусник самого низкого, уличного пошиба, жулик-наперсточник, мастеровой-лоточник, в общем, фигляр и пройдоха. Вместе с юродивым Matto он представляет низшую ступень социальной (и космической) иерархии. Козырь XI никогда не воспринимался как "Отшельник". Это символ Времени, очень распространенный в Эпоху Возрождения, и в руке у него -- не фонарь, а песочные часы. Козырь XII никогда не воспринимался как "Жертва". Это Предатель, повешенный, по старой итальянской традиции, за одну ногу.

(c) A. KOCTEHKO, 2002

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей